Действительно,
две болезни, хотя и различные между собою по своей сущности 35,
но вполне сходные по своим чистым действиям, т. е. относительно
вызываемых ими страданий и припадков, всегда
взаимно уничтожаются встречаясь и одном и том же организме причем сильнейшая
преодолевает слабейшую. Причину этого легко понять. Две несходные болезни могли
существовать в одном и том же теле, потому что их несходство позволяло им
занимать различные места в организме; но здесь присоединившаяся болезнь
занимает те же части тела и поражает те же
самые органы движения и чувства, которые уже заняты болезнью. Итак,
невозможно, чтобы сильнейшая болезнь существовала подле слабейшей; она
необходимо должна умалить и совсем уничтожить прежнюю, как свет лампы меркнет
перед солнечным лучом, который раздражает зрительный наш нерв с большею
энергиею. Поражаясь новою болезнетворною силою, подобною уже существующей в
организме, во сильнейшею, жизненное начало освобождается от первоначального
поражения и неизбежно остается под исключительным влиянием сильнейшей
болезнетворной силы, так что прежняя болезнь исчезает.
35 Без этого различия двух болезненных сил по их сущности, уничтожение
одной другою было бы невозможно, хотя бы даже они много сходствовали по
припадкам и даже одна из них была сильнее другой. Так напр., невозможно и
смешно было бы лечить сифилис шанкерным гноем или чесотку чесоточною матернею.
Сифилис излечим только силою, которая различна с ним по сущности, но очень
сходна по припадкам, напр. ртутью, производящею искусственную болезнь, очень
сходную с сифилисом. Равным образом и чесотка излечивается искусственною
болезнью, которую производит сера; точно также и все прочие болезни
излечиваются только силами, различными от них по своей сущности. Прим. из 4-го
издания.
Последнее изменение: 13.05.2025
|