Классическая

гомеопатия

Центр классической гомеопатии ОЛЛО (Москва) (499) 678-21-17

Центр классической гомеопатии "ОЛЛО": производство лекарств, лечение    OLLO2008@INBOX.RU

+7 (499) 678-21-17, +7 (499) 188-25-85, +7 (963) 977-74-38, +7 916 297-24-09

ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВА, Опубликуем статью * Задайте вопрос о гомеопатии врачу * КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА-ГОМЕОПАТА

4 Начало  4 Книги on-line  4 C. Ганеман  4 Органон врачебного иск...  4 Введение  4 Часть 2 

Введение
Часть 1

Часть 2

Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7

Гомеопатия от ожирения, заказать на vitaexpress.ru

Курдлипид от ожирения


Большая лиана от последствий стрессов, заказать на vitaexpress.ru

Большая лиана от последствий стрессов



Объявления, анонсы, ва...

Гомеопатия: лекарства

Аптеки

Для аптек, оптовиков

Прием врача-гомеопата

Статьи о гомеопатии

Книги on-line

Обучение гомеопатии

Контакты

Карта сайта

Поиск по сайту

C. Ганеман

Ж. Шаретт. Практическое гомео...

Э. Фаррингтон. Гомеопатическа...

 
Часть 1
  Часть 3

Часть 2


Одинаково ошибается старая школа, назначая при местном воспалении так называемое местное кровопускание, преимущественно в виде известного числа пиявок. За временным облегчением редко следует полное выздоровление. Болезненная слабость органа, подвергшегося такому лечению, достаточно ясно указывает, насколько ошибаются те, кто полагает причину воспаления в местном излишке крови; причина заключается в динамическом воспалительном раздражении, которое только кажется местным и легко уничтожается незначительным приемом аконита или белладонны, смотря по обстоятельствам) как главное средство против воспаления. Последнее, между прочим, они находят во всякой болезненно раздраженной части тела и лечат приставлением пиявок, часто в весьма большом количестве, слепо следуя примеру одного « кровожадного» парижского врача, подобно овцам, которые даже на бойню идут за передовым бараном. Употребляя такие приемы, они были твердо уверены, что следуют причинным показаниям и лечат совершенно рационально. Во имя метода основательного, « причинного лечения», они извлекали полипы, вырезывали или вскрывали искусственным нагноением при помощи местных раздражающих средств холодные опухоли желез, вылущивали мешотчатые и жировые опухоли, оперировали аневризмы, слезные и заднепроходные свищи, ампутировали члены, пораженные костоедою, вырезывали скиррозные груди и т. д. Руководясь тем же принципом, они употребляли местные, внутрь вгоняющие лекарства, иссушая примочками из вяжущих средств, как напр. окиси свинца, меди или цинка, застарелые гноящиеся язвы, назначали одновременно с этим какое-либо слабительное, которое, не умеряя главного страдания, только лишь обессиливало организм, вытравляли рак, уничтожали бородавки, лечили чесотку мазями из свинцовой, ртутной или цинковой окиси; назначали при воспалении глаз раствор свинца или цинка; предлагали оподельдок, летучие мази и окуривание киноварью или янтарем для временного облегчения ревматической боли в различных частях тела и т. д. При всем этом они искренно верили, что следуют рациональному методу « причинного лечения», уничтожают зло и побеждают болезнь. Но каковы последствия? Рано или поздно, неизбежно появляются видоизменения « излеченной» болезни, переносы ее (Metaschematismus), охотно принимаемые врачами за новые недуги, и наступают обыкновенно с характером злокачественнее прежнего. Этого, кажется, вполне достаточно, чтобы обрисовать непригодность метода аллопатов, не желающих глубже вникнуть в сущность болезней и лечить динамические причины динамическим же способом.

До последнего (чтобы не сказать до самого последнего) времени аллопаты, при всякой болезни вообще, предполагали присутствие « болезненного вещества» (materia peccans), которое, по их мнению, должно быть удалено из организма тем или другим путем; из кровеносных и лимфатических сосудов посредством усиления испарины, возбуждения мочевых органов или слюнных желез; из желез дыхательного горла и ветвей его отхаркиванием мокроты; из желудка и кишечного канала при помощи рвотных и слабительных. Поступая так, они думали, что следуют методу « причинного лечения» и уничтожают материальную причину, возбуждающую болезнь.

Делая надрезы на больной коже и постоянно раздражая их посторонними веществами, они обращали эти порезы в застарелые язвы (заволоки, фонтанели), с целью дать выход через эти гноящиеся поверхности для materia peccans из больного организма, подобно тому, как выпускают грязную воду из бочонка. С тою же целью отвлечь дурные соки и очистить организм от болезненного вещества они раздражали кожу на продолжительное время шпанскою мушкою и волчьим лыком; на самом же деле всеми такими необдуманными, нелепыми мерами только ослабляли больной организм и затрудняли лечение.

Я понимаю, что, по человеческой слабости, гораздо удобнее было допустить наглядное и даже самим пациентам доступное представление о болезненном веществе; удобнее потому, что тогда не приходилось долго задумываться над способами излечения болезни; все дело сводилось к изысканию средств, очищающих кровь и соки, способствующих выделению мочи, пота и мокроты, вычищающих желудок и кишечный канал. Поэтому ни в « materiis medicis» со времен Диоскорида, ни в новых сочинениях этого рода, нигде не встречается указаний на специальное действие, присущее данному лекарству, за исключением, правда, кое-каких замечаний о мнимой полезности его при той или другой болезни. Все направлялось к разъяснению того, способно ли данное лекарство вызвать пот, месячное очищение, усиленное отделение мочи или мокроты; способно ли оно путем рвоты или испражнений наниз очищать пищевод и кишечный канал. Одним словом, все мысли и действия врачей-практиков постоянно были направлены к устранению материальной причины заболевания к уничтожению болезненного вещества или той воображаемой остроты, которая будто бы лежит в основе болезней.

Понятно, однако ж, что все это были лишь мечты, неосновательные предположения и гипотезы, остроумно придуманные для удобств терапии, сводившей вопрос о лечении болезней к простой задаче устранить материальное болезненное вещество (si modo essent!).

Свойство и лечение болезней не могут подчиняться подобным фантазиям; болезни не могут, для удобства врачей и в угоду пустым, ни на чем не основанным* гипотезам, перестать быть тем, что они суть на самом деле; они все же останутся динамическим расстройством нашей внутренней жизни, чувств и деятельности, следовательно, расстройством нематериальным.

Нельзя допустить существование материальных причин болезни уже потому, что малейшая доля материального вещества 8 (8 Жизнь подвергается опасности при впрыскивании небольшого количества чистой воды в вену (Mullen В Th. Dizus, History of the royal Society, vol IV).

Атмосферный воздух, введенный в кровеносную систему, причиняет смерть (J. H. Voigt, Magasyi fur den neuesten Zustand der Naturkunde, Bd. I. Hf. III. S. 23), Малейшее, впущенное в вену количество какой-либо жидкости, угрожает жизни (Autenrieth, Physiologic, II, § 784).), введенного и кровеносную систему, или тотчас же удаляется из нее жизненной силой, или же, оставшись, влечет за собою смерть. Даже самая маленькая заноза, попавшая в чувствительные части тела, приводит присущее человеческому организму жизненное начало в весьма сильное напряжение, продолжающееся до тех пор, пока вследствие нагноения, боли, лихорадки или гангрены, заноза не будет удалена из тела. Зная это, разумно ли допустить, чтобы столь энергичная жизненная сила могла равнодушно переносить в течение многих лет яды лишая, ревматизма, золотухи, вещество сыпи при застарелых сыпных болезнях и т. д. Никто еще до сих пор не мог показать болезненное вещество ревматизма, золотухи и т. д.; но прислушиваясь к самоуверенным толкам нозологов о существовании болезненного вещества и зная, что вся их теория лечения построена на такой уверенности, невольно подумаешь, что кто-нибудь из них видел это вещество собственными глазами!

Правда, что от прикосновения к коже или при введении в рану некоторых посторонних веществ, весьма часто приходится наблюдать развитие болезни вследствие заражения; но и здесь нельзя утверждать, как делает наша патология, чтобы частицы введенного вещества проникли или всосались в кровь 9 (9 У восьмилетней девочки, укушенной бешеною собакою, укушенное место было тотчас же вырезано врачом; и все-таки через 36 дней она заболела водобоязнью, от которой и умерла через два дня (Med. Comment of Edinb., Dec. I., Vol. II, 1793).). Действительно, самое тщательное обмывание половых органов непосредственно после совокупления не предохраняет от заражения сифилитическим ядом, а здоровому ребенку для заражения оспою достаточно малейшего дуновения из атмосферы оспенного. В том и другом случае, очевидно, не может быть и речи о материальном, перешедшем и кровь, болезненном веществе, так как ни малейшее весовое количество материи не могло проникнуть в кровь; а между тем в первом случае развивается неизлечимая, лишь вместе с жизнью прекращающаяся, венерическая болезнь, а во втором — не менее ужасный и часто смертельный недуг — человеческая оспа 10 (10 При некоторых болезнях выделяются гнилостные вещества и вонючий, разложившийся гной из ран. Чтобы объяснить эти факты и подвести их под теорию болезненного вещества, придумали гипотезу, по которой тонкое заразительное вещество, попадая в тело, действует в нем наподобие фермента, разлагает соки и обращает их также в фермент; последний, разрастаясь, поддерживает болезнь. Но если так, то возможно ли рассчитывать на полное удаление этого фермента, всей этой массы так называемого болезненного вещества при помощи кровоочистительных? Конечно, нет, так как самое ничтожное количество такого фермента, оставшись в организме, снова перерождает соки и развивает болезнь. Оказывается, значит, что болезнь нельзя лечить никаким способом. К подобным противоречиям приводят все вообще гипотезы, хотя бы и остроумно придуманные, если ложно их основание. Вполне развившаяся венерическая болезнь, если только излечена весьма часто сопровождающая ее псора, совершенно прекращается двумя, тремя приемами децилионного деления меркурия, причем общее сифилитическое заражение соков уничтожается навсегда, так как источник недуга уничтожен динамически.). Факт, что письмо, написанное в комнате больного, передает иногда болезнь адресату даже на дальнее расстояние, не менее ясно подтверждает нашу мысль. Нужны ли еще примеры? Достаточно вспомнить, как часто оскорбительное слово производит желчную лихорадку; суеверное предсказание о смерти — самую смерть в назначенное время, а неожиданное печальное или слишком радостное известие — мгновенную смерть. Где же здесь материальное, болезненное вещество, которое, по утверждению аллопатов, есть причина всякой болезни и без устранения которого невозможно будто бы основательное лечение? К стыду своему, приверженцы разбираемой теории « болезненного вещества» (в прямом, грубом смысле этого слова) легкомысленно игнорируют духовную природу человека и духовно-динамическую силу причин, вызывающих болезнь; они унизились до ремесла пургаторов и, поставив себе задачею уничтожение « болезненного вещества», будто бы присутствующего в больном теле, на самом же деле не существующего вовсе, естественно пришли к тому, что своим « лечением» только вредят здоровью. Неужели эти злокачественные, часто отвратительные выделения, наблюдаемые при некоторых болезнях 11, (11 Тогда всякий насморк, хронический даже, непременно должен был бы излечиваться тщательным очищением носа) состоят из веществ, развивающих и питающих недуг? Не скорее ли они сами продукт болезни, т. е. динамического беспорядка жизненной силы.)

При существовании таких грубых материалистических взглядов на причины возникновения и на самую сущность болезней, неудивительно, что все практические врачи, начиная с незначительных и кончая авторами остроумнейших медицинских теорий, всегда ставили на первом плане удаление воображаемой болезнетворной материи. Удаление это совершалось при помощи усиленного отделения слюны, горловой мокроты, пота и мочи; тщательное очищение крови от болезненной материи (остроты) при помощи постоянного употребления замысловатых настоек из кореньев и трав, или же путем выцеживания этой материи через заволоки, фонтанел и посредством шпанских мушек и коры волчьего лыка; наконец, через кишечный канал при помощи слабительных, которым, для пущей важности, придали название « растворяющих» и « разрешающих». Вот арсенал, придуманный для изгнания из тела болезнетворного вещества, никогда не существовавшего и не могущего быть причиною болезней; ибо если наш организм существует посредством начала духовного, невещественного, то и болезни его ничто иное, как нематериальные, динамические уклонения этого жизненного начала от нормы.

Итак, несомненно, что ни одна болезнь, за исключением, конечно, напр. страданий желудка от поступления в него веществ несваримых или вредных, или напр. болезней вследствие ран или инородных тел, проникших через кожу, ни одна болезнь, говорю я, не обусловлена материальным веществом, но каждая состоит единственно в частном, невещественном, динамическом расстройстве здоровья. Отсюда ясно, что всякие попытки выведения 12 (12 При так называемой глистной болезни представляется, по-видимому, необходимым удаление глистов; но и здесь необходимость только кажущаяся. Небольшое количество плоских и даже круглых глистов можно найти у многих детей; как в этих случаях, так и при» появлении глистов того или другого рода в большом количестве; причина одна и та же и заключается в псорическом худосочии при дурных гигиенических условиях жизни. Улучшите эти последние, устраните псорическое худосочие, которое в этом возрасте особенно легко поддается лечению, и ребенок здоров навсегда; у него не остается ни одного глиста или только ничтожное количество, которое не будет его беспокоить; тогда как после употребления слабительных, хотя бы и с цитварным семенем, глисты снова появляются в огромном количестве. « А солитер», возразят мне, « разве не следует выгонять всевозможными средствами это чудовище, созданное для мучений человека?» Да, иногда его выгоняют, но с какими печальными последствиями и с какою опасностью для жизни! Я не желал бы иметь на совести сотни смертей и продолжительных болезней, причиняемых употреблением сильных проносных против этого паразита. Но часто, при употреблении даже таких жестоких средств, солитер все-таки остается или, по удалении, зарождается снова. Наконец, такой насильственный, часто опасный, для жизни способ изгнания солитера вовсе не представляется необходимым, даже нужным. Различные виды тесемочной глисты появляются только при псорическом худосочии и исчезают тотчас же по излечении последнего. При здоровом состоянии пациента глист живет у него совершенно спокойно, не на самых кишках, не на стенках их, а в негодных остатках пищи; в содержимом кишок он находит себе необходимые питательные вещества, не беспокоит человека, давшего ему приют, и совершенно безвреден. Но как только пациент подвергается какой-либо острой болезни, содержимое кишок становится невыносимо для солитера; он начинает беспокоиться и, прицепляясь к чувствительным стенкам кишок, раздражает их; таким образом, страдания вызванные острою болезнью, усложняются появлением судорожной колики вследствие раздражения кишок солитером. Точно» также плод в матке остается совершенно спокойным, пока мать здорова, не беспокоится, ворочается и причиняет страдания матери, когда она больна. Замечательно, что болезненные признаки, наблюдаемые в это время у больного, совершенно исчезают при употреблении, часто в самых малых дозах, тинктуры из мужского корня папоротника (Filix mas), которая как рукой снимает вес, что приводит солитера в беспокойное состояние; он снова хорошо себя чувствует и продолжает спокойно жить в содержимом кишок, не раздражая их и не отягощая больного, пока противопсорное лечение не подействует настолько, что солитер уже не довольствуется содержимым кишок и исчезает навсегда без всяких слабительных.) воображаемой болезнетворной материи могут принести только вред.

Организм действует посредством нематериального начала как в здоровом, так и в болезненном состоянии, с тем только различием, что в последнем случае деятельность его неправильна; поэтому испортившиеся и переродившиеся вещества, появление которых наблюдается при болезнях, суть лишь выделения, обусловливаемые существованием расстройства в организме болезни; организм производит их во все время продолжения страдания и нередко сам же, иногда даже слишком насильственно, удаляет их без всякой врачебной помощи, не переставая производить их, пока не освободится от недуга. Истинный врач видит в этих выделениях признаки (симптомы), указывающие на характер болезни и помогающие ему отыскать целебную силу (лекарство), производящую подобное же болезненное изменение.

Новые последователи старой школы не признают, однако ж, того, что весь их метод построен на выведении « болезненной материи» при помощи многочисленных и разнообразных очистительных средств. Они заявляют, что лечат посредством « отвлечения», следуя примеру самой природы организма в ее стремлении к само исцелению. Они говорят: лихорадка разрешается отделением пота и выделением мочи; колотье в груди-кровотечением из носу, испариной, отделением мокроты; другие болезни — рвотой, поносом, кровотечением из заднего прохода; боли в суставах — гнойными нарывами на бедрах; воспаление горла — слюнотечением и т. д.; вообще говоря, все болезни — переносом или отвлечениями недуга к частям, отдаленным от первоначально пораженного места. Поэтому всего лучше, в подражание предоставленной самой себе природе, идти при лечении косвенным 13 (13 Вместо того, чтобы непосредственно прекращать болезнь, без потери сил, действуя прямо на больное место организма, при помощи подобной же, динамической, целительной силы, как делает это гомеопатия.) путем, стараясь отвлечь болезнь посредством возбуждения разнородных и сильнейших болезненных раздражении в органах, отдаленных от больного места.

Это так называемое « отвлечение» было и остается до сих пор одним из главных методов лечения, практикуемых врачами старой школы. Они стараются обыкновенно насильственно вызывать новые, в форме различных выделений и с характером кризиса, болезненные симптомы, чтобы отвлечь 14 (14 Возможно ли отвлечь что-нибудь нематериальное? Не видно ли здесь тонко проводимой гипотезы о вредной материи и болезненном веществе?) болезнь и этим дать натуре возможность собственными усилиями произвести постепенный перелом (lysis) 15 (15 Только легкие острые болезни выказывают наклонность к постепенному излечению по истечении обыкновенного периода их продолжительности и совершенно независимо от того, были или не были употреблены в дело аллопатические лекарства (не слишком сильные, конечно). Жизненная сила в подобных случаях, стремясь к исцелению организма, снова приводит его в нормальное состояние. Но при тяжких острых и особенно при хронических болезнях старая школа ничего не выигрывает этим путем; все усилия жизненной силы в ее стремлении к самопомощи и все старания аллопатов, подражающих будто бы природе, оказываются бессильными вызвать перелом болезни. Самое большее, чего достигают в этом случае, это временного облегчения, так сказать перемирия, во время которого враг собирается только с силами, чтобы снова и тем сильнее напасть со временем.). Для этой цели им служат мочегонные и потогонные средства, кровопускания, заволоки и фонтанели, преимущественно же различные раздражители пищевода и кишечного канала, т. е. рвотные или слабительные; последние, между прочим, носят у них название разводящих 16 (16 Это название доказывает, что и поныне еще верят в существование болезнетворной материи, которую нужно растворить и вывести из тела.).



Часть 1
  Часть 3

Последнее изменение: 25.09.2022


Гомеопатический центр "ОЛЛО"

+7 (499) 678-21-17, +7 (499) 188-25-85, +7 (963) 977-74-38, +7 916 297-24-09

, e-mail: OLLO2008@INBOX.RU. При перепечатке, копировании, цитировании или адаптации любой части текста обязательна ссылка на Гомеопатический центр "ОЛЛО" (Москва), Интернет-адрес http://ollo.norna.ru, ФИО автора статьи. Сделано при помощи RuniBase. Дизайн сайта: врач-гомеопат Расторгуев Д.В.